Надо ли учить ноты?

Надо ли учить ноты?
Первые аккорды нарисовал мне одноклассник – он ходил в какую-то студию. Поместились они на одной стороне тетрадного листа. «С ними можно подобрать любую песню!» - сообщил он мне. Как-либо обозначить аккорды он не удосужился.
 
Позже, когда полученный листочек был истрепан и выучен наизусть, мне в руки попала общая тетрадь, озаглавленная «Песни в «Коммунаре» - так назывался пионерлагерь, где сей артефакт создали. В нем было все вперемешку: песни «Воскресенья» и «Машины времени», эстрада (термин «попса» был тогда не в ходу) и блатняк (шансоном он стал позже, уже в России). Над записанными разными ручками песнями были расставлены названия аккордов: «большая» и «малая звездочка», «лесенка», «треугольник», «верблюд»… Пришлось их выучить.
 
А потом, в разговоре с другими гитаристами, выяснилось, что у них во дворе аккорды могут называться иначе! А некоторые даже оперировали для этого названиями нот, объясняя, что наша «малая звездочка» - это Ля минор, а «септовая лесенка» - Ми мажор септ, взятый на пятом ладу. Пришлось вспоминать уроки музыки и запоминать обозначения. Зато с новыми знакомыми стало проще говорить на гитарные темы. Позже появились буквенные обозначения – Am, Dm и прочие... И если на дворовом уровне они запомнились быстро, то попытка разобраться с «Самоучителем джазового аккомпанемента» показала, что знаний недостаточно, пришлось подтягивать сольфеджио. С табулатурами, когда они появились, я освоился достаточно легко, а вот бегло читать ноты так и не научился…
 
Поэтому сейчас, когда меня спрашивают, надо ли учить ноты, я отвечаю: «Как хотите… Но лучше учить!» В противном случае начинающий музыкант уподобляется ребенку: говорить уже может, а грамоте и письму не обучен. Почему у детей так часто встречаются речевые ошибки? Из-за незнания законов, по которым живет язык. То же самое и с музыкой: незнание закономерностей, неумение записать сыгранное ограничивает ваши музыкальные горизонты.
Алексей Дьяков, преподаватель